Методические рекомендации по обучению детей ПДД
Методические рекомендации по обучению детей ПДД
1. О некоторых ошибках в преподавании ПДД
1. Не используйте устаревшую формулировку: «Обходи трамвай спереди, а автобус - сзади». Это правило не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти столкновение.
ПРАВИЛО: выйдя из автобуса или троллейбуса, обязательно дождись, когда он отъедет от остановки и проезжая часть освободится, затем постарайся найти пешеходный переход, а при его отсутствии – перекресток. Или попросить взрослых помочь перейти дорогу.
2. Не верно учить детей: «При переходе улицы посмотри налево и, дойдя до середины, посмотри направо». Эта формулировка также устарела и создает опасную ситуацию.
ПРАВИЛО: Прежде, чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи улицу, постоянно контролируя ситуацию на дороге.
3. Из года в год детям закладывается устаревшая установка, которой нет в ПДД: Красный - «Стой», Желтый – «Приготовиться», Зеленый – «Иди»
ПРАВИЛО: Обучайте детей не догмам, а реальным способам безопасного поведения на дороге. Зеленый сигнал светофора абсолютной безопасности на дороге не обеспечивает. И идти надо, только убедившись в безопасности перехода.
Неверно обучать детей: «Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги». В ПДД нет понятия «островок безопасности», есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется.
ПРАВИЛО: Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке».
4. Не стоит употреблять в процессе обучения уменьшительно-ласкательные слова. Реальная действительность современного дорожного движения требовательна и сурова.
ПРАВИЛО: Опасными на дороге являются автомобили, а не автомобильчики.
5. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома. Но во дворах тоже есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается.
ПРАВИЛО: Выходя из подъезда, будьте внимательны и осторожны. Играйте подальше от дороги, там, где нет машин.
6. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.
ПРАВИЛО: Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но, прежде всего, это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов.
2. Проблемное обучение в процессе преподавания основ безопасного поведения на дороге
Проблемное обучение в современном педагогическом процессе является приоритетным направлением. Ребенок, вовлекаясь в активную познавательную деятельность по разрешению тех или иных проблемных ситуаций более глубоко, осознанно и прочно усваивает знания и умения. Причина очевидна: он не получает их в готовом виде, а добывает и использует самостоятельно. Тем более это важно при овладении знаниями и навыками поведения на дороге, в которых излишнее теоретизирование неуместно. Главное - понимание здравого поведения, обеспечивающего БЕЗОПАСНОСТЬ.
Под проблемной ситуацией в педагогике принято понимать явно или смутно осознанное ребенком затруднение, преодоление которого требует творческого поиска новых знаний и новых способов решения. Методов его реализации немало, основным из которых являться – исследовательский. На этом методе и его практической реализации хотелось бы остановиться отдельно.
Прежде всего, перед ребенком надо сформулировать проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный свет переходить дорогу запрещено. Но зачастую это не осознанный штамп, который впитывает каждый из нас еще с детского сада. А наша задача - добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения. Поэтому при изучении сигналов регулирования, можно поставить вопрос не репродуктивного плана: На какой сигнал светофора вам разрешено переходить дорогу, а сформулировать перед детьми проблему: почему на улице N, где стоит светофор (лучше ближайший к школе), люди часто перебегают дорогу на красный сигнал.
После постановки проблемы, обозначьте основные исследовательские этапы:
1. Наблюдение. Не бойтесь выходить с детьми на улицу с ручкой и блокнотом. Пусть они посмотрят, действительно ли люди нарушают здесь ПДД, как часто это происходит.
2. Выяснение непонятных явлений. А почему именно здесь возникла необходимость постановки светофора? Есть ли в нем необходимость? Удобен ли режим работы светофора?
3. Выдвижение гипотез. Гипотез должно быть несколько.
4. Доказательная база. Поиск доказательств под каждую гипотезу.
5. Формулировка решения. Выдвижение главной версии.
6. Практические выводы. То, что, по мнению ребят, надо сделать для того, чтобы люди соблюдали светофорный режим на данном участке дороги.
Таким образом, пройдя целый исследовательский путь, ребята придут к выводам самостоятельно, что в процессе овладения детьми знаний, умений и навыков поведения на дороге позволяет лучше подготовить учеников к реальной жизни, которая складывается из осознания проблемы и ее решения.
Использование Блиц-заняий по ПДД с учащимися начальных классов
Методический отдел Центра безопасности «Автоград» (г. Санкт-Петербург), предложил использовать в процессе привития детям основ безопасного поведения на дороге обучающий минимум «Пешеход на дороге». Он предназначен дополнить и закрепить программный материал, получаемый учащимися на уроках, так как учебных часов, отводимых по ПДД явно не достаточно.
Обучающий минимум «Пешеход на дороге» рассчитан на проведение ежедневных блиц-занятий продолжительностью 3-5 минут. Занятие проводит учитель, чей урок в расписании детей последний.
Ежедневные занятия призваны выработать у детей некий позитивный стереотип: настраиваться по выходе из школы на необходимость разумного поведения на дороге. На каждом блиц-занятии учитель задает учащимся один-два вопроса и предлагает дать ответы на них. Последовательность задаваемых вопросов может быть произвольной, но все же лучше руководствоваться определенным порядком. Главное - учащиеся должны понять и зафиксировать правильный ответ, не запоминая его механически, а понять смысл действий, заключённых в правильном ответе. Рассмотрим такой пример:
Вопрос 2.1. Может ли представлять опасность стоящий автомобиль? Ответ, (вариант): Может.
Этот односложный ответ нельзя назвать неправильным. Но он совершенно не раскрывает существа дела, не объясняет, в чём именно заключается опасность. Поэтому принять такой ответ нельзя. Ответ должен быть таким:
Может. Опасность стоящего автомобиля заключается в том, что за ним может скрываться другой, движущийся автомобиль, который он закрывает собой. Последовательность задаваемых вопросов может быть произвольной, но все же лучше руководствоваться определённым порядком.
Вопросы сгруппированы по тематическим разделам. Вопросы можно задавать поочерёдно из каждого раздела. Но лучше исходить из их актуальности в данный конкретный период: в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, от времени года и погодных условий и т.п.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:
1. Переход проезжей части. Сигналы светофора и регулировщика
№ |
Вопрос |
Ответ |
1.1. |
Почему надо переходить проезжую часть только по пешеходному переходу? |
Пешеходный переход является единственным участком, на проезжей части дороги, выделенным для её пересечения пешеходами. Водители обязаны быть готовыми к возможному появлению пешеходов в этом месте и заранее должны принимать меры предосторожности. |
1.2. |
Что обязательно должен сделать пешеход перед переходом проезжей части? |
Перед переходом проезжей части пешеход должен остановиться на краю тротуара (не наступая на поребрик). Остановка нужна, чтобы осмотреть проезжую часть и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта (слева и справа). |
1.3. |
В чём отличие дороги свижением от дороги с односторонним ддвухсторонним движением? |
На дороге с односторонним движением проезжая часть по всей ширине используется для движения транспортных средств в одном направлении (только налево или направо). На дороге с двухсторонним движением транспортные средства движутся на встречу друг другу по правой стороне проезжей части |
1.4. |
Перед переходом через проезжую часть с односторонним движением, в какую сторону необходимо посмотреть пешеходу? |
Перед переходом проезжей части с односторонним движением пешеход должен остановиться на краю тротуара (не наступая на поребрик) и посмотреть в ту сторону, откуда движутся транспортные средства (ТС). |
1.5. |
Сколько раз нужно посмотреть налево и направо перед переходом дороги? |
Столько сколько нужно для безопасности. Лишь убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств слева и справа можно начинать переход проезжей части. |
1.6. |
Почему нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора? |
Красный сигнал светофора запрещает движение. В это время в пересекающем направлении движется транспорт. |
1.7. |
Можно ли начинать переход проезжей части по зелёному мигающему сигналу светофора? |
Нельзя, так как можно не успеть перейти проезжую часть до включения жёлтого сигнала светофора, который уже запрещает движение. В данной ситуации главенствующее значение имеет требование Правил (п. 4.6) о безопасности движения с учетом сигнала светофора. |
1.8. |
Можно ли оглядываться при переходе через проезжую часть? |
Нельзя. При переходе проезжей части пешеход должен быть внимательным и следить за движением транспортных средств. |
1.9. |
Как определить, что автомобиль собирается совершить поворот? |
Совершая поворот, водитель заблаговременно должен включить указатель поворота, который мы видим, как мигающие световые сигналы на левой или правой стороне автомобиля. Но перед началом движения пешеходу надо убедиться, (если водитель приступил к выполнению манёвра), что переход будет безопасным. |
1.10. |
Как поступить пешеходу, если он не успел закончить переход проезжей части на регулируемом пешеходном переходе по разрешающему сигналу? |
Пешеход, не успевший закончить переход проезжей части по регулируемому пешеходному переходу, должен закончить переход и освободить проезжую часть. Водителям запрещено начинать движение пока пешеходы не закончат переход. Но чтобы не попадать в такую ситуацию, надо перед началом перехода проезжей части убедиться, что успеете перейти до включения запрещающего сигнала светофора. |
1.11. |
Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок? |
При переходе проезжей части наискосок путь пешехода становиться длиннее, пешеход больше времени находиться на проезжей части, кроме того, пешеход поворачивается спиной к транспортным средствам и не видит их. А ПДД строго предписывают пересекать проезжую часть только под прямым углом. |
1.12. |
Почему детям опасно переходить через проезжую часть, держась за руки? |
Потому, что в опасной ситуации каждый человек реагирует по-разному. Пешеходы могут потянуть друг друга за руки в разные стороны и начать метаться по проезжей части, что в свою очередь, как правило, приводит к ДТП. |
1.13. |
У пешеходного перехода остановился автомобиль. Водитель показывает жестом руки, что переходить можно. Как следует поступить? |
Можно начинать переход проезжей части, только убедившись лично, что этот стоящий автомобиль не закрывает собой другие движущиеся транспортные средства. |
1.14. |
Может ли водитель, подъезжающий к пешеходному переходу, не заметить пешехода? |
Да, может. Достаточно водителю на долю секунды на чём-то задержать внимание, и он может не заметить какого-либо пешехода. |
1.15. |
Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь? |
Чтобы оценить обстановку на дороге требуется время. Убедиться, что на дороге действительно нет приближающегося транспорта на ходу невозможно. Надо обязательно остановиться. |
1.16. |
Сколько времени проводит за день каждый пешеход на проезжей части? |
На каждый переход дороги уходит около 30 секунд. Поэтому, если даже 30 раз в день переходить дорогу, то на это уйдёт всего лишь 15 минут. И всё это время вполне можно быть внимательным, осторожным, не спешить, не разговаривать. |
1.17. |
Почему перекрёсток считается одним из самых опасных мест на дороге? |
На перекрёстке пересекаются пути движения пешеходов и транспортных средств, которые могут двигаться прямо, поворачивать и разворачиваться в обратном направлении. |
1.18. |
Как перейти проезжую часть, если на перекрёстке нет обозначенного пешеходного перехода? |
Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров, соблюдая правила перехода по нерегулируемому пешеходному переходу и внимательно наблюдая за поворачивающими автомобилями. |
1.19. |
Загорелся зелёный сигнал для пешеходов. Можно ли сразу начинать переходить проезжую часть? |
Нет, нельзя! Сначала надо убедиться, что весь транспорт остановился и пропускает пешеходов. |
1.20 |
Каким сигналам следует подчиняться, если сигналы светофора противоречат сигналам регулировщика? |
Сигналам регулировщика. |
1.21 |
Как должен веси себя пешеход, когда горит зелёный сигнал? |
При переходе через проезжую часть пешеход сам должен обеспечить свою безопасность. Ему надо убедиться, что транспортные средства, которые в этот момент могут поворачивать направо и налево —пропускают его, а транспортные средства, которым горит красный сигнал, — стоят. |
1.22 |
Что означает жёлтый сигнал светофора? |
Жёлтый сигнал светофора запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов. |
1.23. |
Чем опасно для пешехода нарушение требований жёлтого сигнала светофора? |
Водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение через перекрёсток. Кроме того, некоторые транспортные средства, застигнутые жёлтым сигналом на перекрёстке, заканчивают движение через него. Водители транспортных средств, которые стремятся быстрее закончить проезд перекрёстка, представляют опасность для пешеходов. |
1.24. |
Какое значение имеют мигающие сигналы — зелёный и жёлтый? |
Зелёный мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включён запрещающий сигнал. Жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода, предупреждая об опасности. |
1.25. |
Разрешено ли движение пешеходов на зелёный мигающий сигнал и не является ли оно опасным? |
Пешеход, застигнутый зелёным мигающим сигналом светофора на проезжей части, должен поторопиться закончить переход, не упуская из виду начинающееся движение транспортных средств. Начинать переход по этому сигналу нельзя! |
1.26. |
Что означает для пешехода одновременное включение красного и жёлтого сигналов светофора? |
Это сочетание сигналов информирует о предстоящем включении зелёного сигнала. При этом сочетании сигналов может продолжаться движение транспортных средств в пересекающих направлениях. Переход дороги запрещён. |
1.27. |
Какое пересечение называется перекрёстком? |
Перекрёстком называется место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. |
1.28. |
Что такое «Дорожная ловушка»? |
«Дорожная ловушка» — это незамеченная опасность. |
1.29. |
Что означает для пешехода сигнал регулировщика, если у него руки вытянуты в стороны или опущены? |
Со стороны левого и правого бока разрешено переходить проезжую часть. Со стороны груди и спины движение пешеходов запрещено. |
1.30. |
Что означает для пешехода сигнал регулировщика, когда его правая рука вытянута вперёд? |
Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только за спиной регулировщика. Со стороны левого, правого бока и груди движение запрещено. |
1.31. |
Сигналам каких светофоров должны подчиняться пешеходы? |
Пешеходы должны подчиняться сигналам пешеходного светофора, а при его отсутствии — сигналам транспортного (трёхсекционного) светофора. |
2. Ограниченный обзор проезжей части и другие дорожные опасности
№ |
Вопрос |
Ответ |
22.1. |
Может ли представлять опасность стоящий автомобиль? |
Может. Опасность стоящего автомобиля заключается в том, что за ним может скрываться другой, движущийся автомобиль. |
22.2. |
Представляют ли опасность кусты и деревья, растущие рядом с проезжей частью? |
Да, так как они мешают пешеходу вовремя увидеть приближающийся транспорт, который представляет реальную опасность. |
22.3. |
Мешает ли обзору проезжей части проехавший мимо пешехода автомобиль. |
Да, мешает. Он может скрывать за собой другой автомобиль, который пешеход не видит. |
22.4. |
Представляют ли опасность приближающиеся крупногабаритные транспортные средства (автобус, грузовик)? |
Да, так как крупногабаритный транспорт может скрывать за собой другие автомобили, которые совершают обгон. |
22.5. |
Представляет ли опасность большой сугроб снега вблизи проезжей части? |
Часто дети превращают сугробы рядом с проезжей частью в горки для катания на санях, что само по себе уже опасно. Другая опасность состоит в том, что большой сугроб ограничивает обзор пешеходу, и он может не заметить движущиеся транспортные средства. |
22.6. |
Как должен поступить пешеход, если обзор проезжей части, которую он собирается перейти, ограничен стоящими автомобилями, деревьями и другими препятствиями? |
Пешеход должен перейти проезжую часть по пешеходному переходу на таком расстоянии от препятствия, ограничивающего обзор, чтобы проезжая часть хорошо просматривалась в обоих направлениях. |
22.7. |
Какую опасность может представлять автомобиль с прицепом? |
При повороте прицеп смещается в сторону поворота и тем самым может наехать на пешеходов, стоящих на краю тротуара или вышедших на проезжую часть. Возможен случай, когда пешеход, засмотревшись на автомобиль, делает шаг вперед и прямо под колеса прицепа. |
22.8. |
Какие опасные места находятся на твоем пути из дома в школу и обратно? |
Задача учащегося перечислить все опасные места, встречающиеся на его пути (препятствия мешающие обзору, отсутствие пешеходного перехода, не работающий светофор, ремонт дороги и т. п.) |
22.9. |
Какую опасность может представлять для пешехода пустынная дорога (дорога с незначительным количеством т.с.) |
При переходе проезжей части на пустынной дороге пешеход становиться невнимательным, рассчитывая, что дорога пуста, и угрозы нет, но внезапно может появиться автомобиль. Это будет полной неожиданностью для пешехода. |
22.10 |
Как должны вести себя пешеходы при переходе дороги в капюшоне или с зонтиком? |
Зонтик и капюшон куртки закрывают обзор проезжей части и мешают следить за движением автомобилей. Это создает опасность для пешехода. Поэтому пешеход должен закрыть зонтик, а капюшон снять. |
3.Пешеход - пассажир — пешеход
№ |
Вопрос |
Ответ |
33.1. |
Какая опасность для пешехода может возникнуть, когда автобус, троллейбус, трамвай подъезжает к остановке? |
Когда на остановке много людей, при подходе транспорта возникает толкучка, и есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнёт тебя под колёса транспортного средства, подъезжающий автобус (или троллейбус) может занести на тротуар, и он может задеть или сбить тебя. |
33.2. |
Как следует поступить, если надо перейти дорогу после выхода из маршрутного транспорта? |
Необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода, убедиться в безопасности перехода проезжей части и только потом переходить дорогу. |
33.3. |
Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта? |
Пассажир может быть не замечен водителем, который закроет дверь. Транспортное средство поедет и потащит пассажира, зажатого дверьми. |
33.4. |
Почему опасно суетиться при выходе из транспорта? |
Торопясь можно споткнуться и упасть прямо под колёса транспортного средства. |
33.5. |
Как должен поступить взрослый пассажир с ребёнком при выходе из транспорта? |
Взрослый пассажир должен выйти первым, а затем помочь детям выйти из транспорта. Если же первым из транспорта выйдет ребёнок, то он может самостоятельно начать переход. |
33.6. |
Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте? |
Пассажир должен: Не задерживаться на входе. Не прислоняться к дверям. Не стоять на ступеньках и у дверей. Держаться за поручни. Не мешать выходящим пассажирам. Категорически запрещается просовывать руки, ноги за ограждения поворотного устройства сочленённых трамваев, троллейбусов, автобусов. Не отвлекать водителя от управления. |
33.7. |
Какие правила должен соблюдать пешеход, находясь на остановке, ожидая транспорт? |
1. Не подходить к краю тротуара и стоять спокойно. 2. Нельзя выходить на проезжую часть. 3. Подходить к дверям маршрутного транспорта можно только после его полной остановки. |
33.8 |
С какого возраста ребенок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом? |
Запрещается перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом. |
33.9 |
Почему нельзя идти по поребрику и даже стоять на нем? |
Пешеход сам по себе или нечаянно кем-то задетый, может оступиться и оказаться на проезжей части. |
33.10 |
Для чего водители и пассажиры должны пристегиваться ремнями безопасности? |
Для снижения риска получения травмы в случае ДТП. |
4. Остановочный путь транспортных средств и другие понятия о безопасности дорожного движения
№ |
Вопрос |
Ответ |
44.1. |
Что означает понятие «Мертвая зона»? |
Это пространство, находящееся вблизи транспортного средства и не просматривающееся с водительского места. |
44.2. |
Что означает понятие «Остановочный путь»? |
Это расстояние, которое проедет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки автомобиля. |
44.3. |
Что означает понятие «Тормозной путь»? |
Это расстояние (часть остановочного пути), которое проедет автомобиль с момента, когда сработал тормозной механизм до полной остановки транспортного средства. |
44.4. |
Может ли транспортное средство мгновенно остановиться после того, как водитель нажмет на тормоз? |
Нет, так как еще только срабатывает тормозной механизм, и автомобиль под действием силы инерции проедет еще некоторое расстояние. Причем, если колеса автомобиля заблокированы, то водитель не сможет скорректировать ни направление его движения, ни его расстояние до полной остановки. |
44.5. |
Когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда уже дождь идет некоторое время? |
В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жировой пленки, которая существенно снижает качество сцепления колес с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идет уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую пленку. |
44.6. |
Почему в первый день гололёда ДТП больше, чем в последующие? |
Водители ещё не успели приспособиться к скользкой дороге, следовательно, водителям и пешеходам необходимо принимать дополнительные меры предосторожности при движении. |
44.7. |
Чем можно объяснить то, что водитель может не заметить пешехода переходящего проезжую часть? |
Тем, что водителю приходиться наблюдать за дорожной обстановкой: за транспортными средствами, дорожными знаками, сигналами светофора и пешеходами и тем, что пешеход может оказаться в «мертвой зоне» . |
44.8. |
Какую одежду лучше носить в тёмное время суток? |
Желательно носить светлую одежду или по возможности использовать, светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки, которые помогают водителям увидеть пешехода на большом расстоянии. Темная же одежда сливается в темноте с темными окружающими предметами и поверхностью проезжей части. |
44.9 |
Правильно ли, что чем больше скорость автомобиля, тем длиннее остановочный путь? |
Правильно. Чем больше скорость, тем больше инерция. Тормозной путь удлиняется, а, значит, удлиняется и остановочный путь. |
44.10 |
Какие причины влияют на длину тормозного пути? |
На длину тормозного пути, являющегося составной частью остановочного пути, влияют состояние поверхности дороги (сухая, мокрая, обледенелая), техническое состояние транспортного средства (неисправность тормозов, шин и т.д.) |
44.11 |
Какие причины влияют на длину остановочного пути? |
На длину остановочного пути влияют состояние поверхности дороги (сухая, мокрая, обледенелая), техническое состояние транспортного средства (неисправность тормозов, шин и т.д.), возраст и реакция водителя, и другие факторы. |
44.12 |
Что влияет на время реакции водителя? |
На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт. |
44.13 |
Может ли лицо, не принимающее участия в процессе движения, стать участником ДТП? |
Да, может. Например, им может стать рабочий, выполняющий работу на проезжей части. |
44.14 |
Что такое «Дорожно-транспортное происшествие»? |
Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. |
44.15 |
Что такое «дорожная ситуация»? |
«Дорожная ситуация» — это совокупность конкретных обстоятельств дорожного движения. |
44.16 |
Назовите виды ДТП? |
1. Столкновение. 2. Опрокидывание. 3. Наезд на стоящее транспортное средство. 4. Наезд на препятствие. 5. Наезд на пешехода. 6. Наезд на велосипедиста. 7. Наезд на гужевой транспорт. 8. Наезд на животное. 9. Прочие происшествия. |
44.17 |
С какой скоростью ты двигаешься медленным шагом, обычным шагом, быстрым шагом (в метрах/сек)? |
Чтобы определить скорость своего перемещения требуется секундомер или часы с секундной стрелкой. Определи, за сколько секунд ты проходишь участок длиной от 10 до 100 метров сначала медленным, потом обычным и, наконец, быстрым шагом. Затем раздели длину этого участка на время, и ты получишь скорость своего движения в м/сек. |
44.18 |
Определи минимальное безопасное, расстояние до автомобиля, приближающегося со скоростью 60 км/ч, если ширина проезжей части 8 метров, скорость пешехода 1 м/сек. |
1. Для перехода проезжей части шириной 8 метров пешеходу потребуется: 8 м х 1 м/с = 8 сек. 2. Добавим к этому времени запасные 4 секунды: 8 сек. + 4 сек. = 12 сек. 3. Определим минимальное безопасное расстояние до автомобиля: при скорости 60 км/ч за 1 сек. автомобиль проезжает 17 метров: 17 м / с х 12 сек. = 204 м. |
5. Дорожные знаки
№ |
Вопрос |
Ответ |
55.1. |
Каково назначение дорожных знаков? |
Дорожные знаки устанавливают порядок в дорожном движении: предупреждают об опасности, устанавливают направление движения, вводят необходимые запреты и ограничения и т.д. |
55.2 |
Каково назначение предупреждающих знаков? |
Предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. |
55.3. |
Каково назначение знаков приоритета? |
Они устанавливают черёдность проезда перекрёстков, пересечения проезжих частей или узких участков дороги. |
55.4. |
Каково назначение запрещающих знаков? |
Они вводят или отменяют определённые ограничения движения. |
55.5. |
Каково назначение предписывающих знаков? |
Устанавливают направление движения по проезжей части. |
55.6 |
Что означает знак «Дети», к какой группе он относится? |
Знак «Дети» относится к предупреждающим знакам. Устанавливается около детских учреждений (школ, детских садов и др.) и предупреждает водителей о возможном появлении детей на проезжей части. |
55.7 |
Какую форму и цвет имеет знак «Движение пешеходов запрещено». К какой группе знаков он относится, что означает? |
Знак представляет собой белый круг с красной окантовкой и поперечной красной линией, перечёркивающей силуэт пешехода. Относится к группе запрещающих знаков и означает, что движение пешеходов на данном участке запрещено. |
55.8 |
Разрешается ли движение пешеходов по дорогам, обозначенным знаком «Автомагистраль» |
Движение пешеходов по автомагистралям запрещено. |